О перспективах ж/д перевозок из Китая

В экономический пояс Шелкового пути между Азией и Европой могут включить Транссибирскую магистраль, чему будет способствовать развитие российско-китайского пропускного пункта Забайкальск-Маньчжурия. В министерстве по международному сотрудничеству и экономическим связям Забайкалья говорят о прилагаемых усилиях для превращения маршрута от китайской Маньчжурии до российского Забайкальска и дальше по Транссибирской магистрали в отдельную ветку Шелкового пути.

По некоторым показателям российский Забайкальск сильно уступает великолепно отстроенной Маньчжурии, и работу пропускного пункта предстоит улучшать, поскольку с российской стороны получается только узкое «бутылочное горлышко». Представитель министерства напоминает о переговорах властей Забайкальского края с Минэкономразвития России о создании СЭЗ в поселке Забайкальск, а также о предстоящем в этом году строительстве железнодорожного терминала для экспорта в Китай российского зерна, что будет способствовать развитию пограничного перехода Забайкальск.

По поступавшим ранее сообщениям, уже к сентябрю в Маньчжурии, расположенной в автономном районе Внутренняя Монголия, граничащем с Забайкальским краем, будет создана зона свободной торговли. На ее территории начнется действие режима налоговых льгот, связанных с возвратом НДС, освобождением от уплаты пошлин. Помимо этого, обработку и дальнейшую отправку транзитных товаров на территории зоны будут осуществлять при сниженных налогах.

Поселок Забайкальск служит соединительным звеном международных пропускных пунктов по железной дороге и автомобильному шоссе, которые вместе сливаются в крупный пограничный переход, пропускающий 2/3 сухопутных российско-китайских грузов. Данные за 2015 год свидетельствуют, что российско-китайский торговый оборот достиг 68 млрд. долларов. Не секрет, что идею создания транспортного, торгового и энергетического коридора, соединяющего Центральную и Южную Азию с Европой, еще осенью 2013 года высказал председатель КНР Си Цзиньпин, усматривая в этом хорошие перспективы и экономическую выгоду. Длительное время разработка точного маршрута Великого Шелкового пути задерживалась.

Маршрутом из Европы в Китай, позволяющим обходить территорию России, интересуются другие страны, в том числе и Украина, которая продвигает идею использования своей территории для грузоперевозок в рамках данного проекта. Однако, из-за слабой конкурентоспособности данного маршрута и нестыковок в тарифной политике Грузии, Казахстана, Украины и Азербайджана этот вопрос требует дальнейшей проработки. Казахстанские власти, кроме того, подчеркивают, что не ставят задачу миновать российскую территорию при использовании нового маршрута.

По данным за 1-й квартал текущего года, при общем снижении объемов транзитного грузопотока по Транссибу эти показатели в сообщении между Россией и Китаем выросли на 58 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Если сравнивать итоги прошлого года с 2014 годом, то показатель увеличился на 79 процентов.

Координационный совет транссибирских перевозок, сообщая об объеме перевозок крупнотоннажных контейнеров с использованием железнодорожного транспорта и станций Транссиба в первые три месяца нынешнего года, заявил, что в сравнении с аналогичным периодом 2015 года показатель снизился на 5,2% и составил 391 000 TEUs. С наибольшим падением объемов (минус 33,3%) связано именно транзитное сообщение, тогда как показатели объема импорта и экспорта снизились незначительно (минус 8,4% и минус 7,1% соответственно).